Блог

Управление нежелательным поведением у детей с расстройствами аутистического спектра

Причины нежелательного поведения

Причины Нежелательного Поведения
Нежелательное поведение часто встречается у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Оно обусловлено несколькими факторами, такими как:

  • Сложности в коммуникации с людьми.
  • Повышенная чувствительность к внешней среде.
  • Тревожность в отношении перемены мест, событий, деятельности.
  • Стереотипность поведения, склонность к постоянству и однообразию, повторяющимся действиям, «ритуалам».

Отсутствие или позднее и неполное формирование речевых навыков у ребенка с РАС может привести к тому, что он выражает свои желания и потребности единственным доступным ему способом – через нежелательное поведение. Это может проявляться в агрессии, самоагрессии, истериках, крике, убегании от взрослых.

Одним из видов нежелательного поведения является Самостимуляция.

Виды самостимуляции

Дети с РАС могут использовать различные виды самостимуляции для стабилизации своей нервной системы, включая:

  • Двигательные стимы: бег из стороны в сторону, вращения, пряжки, тряска руками, раскачивание.
  • Звуковые стимы: крик, писк, вокализация.
  • Визуальные (махание руками перед глазами, частое моргание, наблюдение за крутящимися предметами и тд)
  • Тактильные стимы: щипки, укусы, царапание, желание раздеваться или ложиться на пол.
  • Стимы, связанные со вкусом и запахом (облизывать предметы / части тела / нюхать предметы и людей)

Роль близких в поддержке ребенка с РАС

Близкие люди иногда невольно могут способствовать сохранению нежелательного поведения у ребенка с РАС, позволяя ему после таких эпизодов добиваться нужного результата. Важно анализировать причины и последствия такого поведения, чтобы эффективно его преодолевать.

Стратегии преодоления

1. Определите, является ли поведение критичным. Некоторые стереотипные действия могут быть безобидны и помогать ребенку снять напряжение.

2. Освоение и совершенствование навыков коммуникации помогает снижать тревожность у ребенка с РАС, что может привести к уменьшению или исчезновению стимов.

3. Работа с большинством видов нежелательного поведения должна начинаться как можно раньше, используя методы прикладного анализа поведения.